Новая Рада должна назначить Правительство, готовое к решению ключевых проблем
После отставки правительства премьер-министра Николая Азарова 3 декабря, все взоры обращены на открывающуюся на следующей неделе сессию новой Верховной Рады, сформированной по результатам выборов 28 октября. Теперь, когда жалобы на проведение выборов затихают как в Украине, так и за рубежом, проправительственные и оппозиционные силы должны сосредоточить внимание на том, как Украина будет решать ряд крайне серьезных проблем.
Несмотря на возможные сомнения относительно лояльности некоторых депутатов, избранных по одномандатным округам, предполагается, что Партия регионов (ПР) и ее союзники, в частности, Коммунистическая партия Украины, окажутся в состоянии сформировать парламентское большинство для того, чтобы утвердить новое правительство, сформированное при преемнике Азарова. «Очевидно, президент имеет гарантированное большинство [в Раде], чтобы утвердить премьер-министра по своему выбору, иначе, если бы его у него не было, он вряд ли бы расстался с Азаровым», - отметил Михаил Погребинский из Киевского центра политических исследований и конфликтологии. «Но теперь, как бы то ни было, у него имеется большая степень свободы».
Уход Азарова сразу же дал толчок активным спекуляциям в СМИ о том, кто будет назван новым премьер-министром ему на замену. Среди упоминавшихся были названы первый заместитель премьер-министра Валерий Хорошковский, заместитель премьер-министра Сергей Тигипко, Председатель Национального банка Сергей Арбузов и заместитель руководителя Администрации Президента Ирина Акимова (которая, возможно, иключила себя из указанного списка, пройдя регистрацию в качестве депутата в новой Раде). Аналогичные спекуляции имели место по распределению министерских портфелей.
Среди главных приоритетов для нового правительства должен быть успех на переговорах с МВФ по третьему траншу международной финансовой помощи Украине. В 2008 году при администрации президента Виктора Ющенко, МВФ одобрил выплату 12,5 млрд. долларов в рамках двухлетней программы, которая после избрания президентом Виктора Януковича была расширена и увеличена до 15 миллиардов долларов. Но эта программа истекает в текущем месяце, и ее замена или расширение далеко не являются гарантированными. Отказ продлить программу МВФ нанесет серьезный удар по способности Украины привлекать иные необходимые кредитные средства и инвестиции.
Среди ключевых требований МВФ является увеличение Киевом цен на природный газ, чтобы привести в порядок баланс Нафтогаза Украины и положить конец тому, что международным кредитором представляется неприемлемым истощением государственных финансов. Это означает, что финансовое будущее Украины неразрывно связано с решениями в области энергетики. По существу у Киева есть три варианта, ни один из которых, вероятно, не слишком обрадует следующее правительство (или Януковича): поднять цены для украинских потребителей (что удовлетворит МВФ, но грозит отрицательной реакцией со стороны избирателей), сохранить государственные субсидии и держать цены на низком уровне (с почти определенной утратой необходимой кредитной поддержки Украины со стороны МВФ), сократить субсидии и держать цены на низком уровне с помощью соглашения с Россией по поводу будущего Нафтогаза. Нежелание Януковича принять последний вариант хорошо известно.
Показательным моментом такого затруднительного положения является странная сделка стоимостью 1,1 млрд. долларов, которую Украина, как она считала, заключила с испанской компанией Gas Natural Fenosa, и которая оказалась несуществующей. Широко разрекламированная как способ уменьшить зависимость Украины от России она, в конце концов, лишь еще раз продемонстрировала то, в какой степени такая зависимость продолжает оставаться неизбежной - настолько, что ходили слухи (не более того), что весь этот фарс организовал Газпром. (Еще предстоит увидеть, как несостоявшаяся сделка с Fenosa повлияет на перспективы министра энергетики Украины Юрия Бойко в новом правительстве).
Учитывая масштаб проблем, стоящих перед новым правительством, у оппозиции во главе с Батькивщиной и УДАРом должны появиться широкие возможности для того, чтобы воспользоваться уязвимыми местами. Это, однако, может зависеть от того, будет ли сформирован жизнеспособный оппозиционный блок. В этой связи в первую очередь следует обратить внимание на то, примут ли Юлия Тимошенко (через депутатов Батькивщины в Раде), Арсений Яценюк и Виталий Кличко решение бойкотировать сотрудничество со "Свободой", которая подверглась резкой критике на Западе (особенно в Соединенных Штатах и Израиле) из-за ее крайне антисемитской и напоминающей нацистскую риторики и символики.
Проблему иллюстрирует высказывание депутата от «Свободы» Игоря Мирошниченко о популярной американской актрисе украинского происхождения Миле Кунис, в котором она была названа «жидовкой». «Антисемитизм осуждается мировой общественностью, и использование этой темы является признаком политической незрелости, которую «Свобода» демонстрирует подобными заявлениями», - сказал Александр Фельдман, депутат от ПР и основатель Института прав человека и предотвращения экстремизма и ксенофобии (ИПЧПЭК), указав на высказывание о Кунис. "Парламентские элиты, который стали частью законодательной системы Украины, должны быть социально ответственными, сбалансированными и корректными, в противном случае мы получим дополнительный очаг напряженности, связанный с национальным вопросом».
Включение «Свободы» в качестве добропорядочного члена в официально сформированную Оппозицию грозит запятнать не только более крупные партии, но и их лидеров лично. Это представляет особую проблему для Кличко, рассматривающегося на международном уровне в качестве восходящей звезды, а также для Тимошенко, которая в ее затруднительном правовом положении не может позволить себе поставить под угрозу широкую поддержку со стороны Запада.