Украина должна отреагировать на призыв президента Румынии к «объединению» с Молдовой
Без сомнения, президент Румынии Траян Бэсеску создал для Бухареста дипломатическую проблему, заявив в своем недавнем комментарии: «Речь идет об объединении Молдовы с Румынией. Жители Молдовы, попросите объединения и вы его получите». Но есть два более важных вопроса. Первый: в чем заключается проблема – в содержании того, что сказал Бэсеску, или в том, что он это сделал с такой неприкрытой откровенностью? И второй: какой будет реакция официального Киева?
Сначала о содержании этого несдержанно честного заявления Бэсеску. Неужели кто-то действительно сомневается в том, что аншлюс Румынии с Молдовой, в той или иной форме, является осознанной целью практически всех политических сил в Бухаресте, не говоря уже о многих желающих этого союза и в Кишиневе? Проблема Бэсеску в том, что он выпустил кота из мешка, заявив во всеуслышание то, о чём все и так знают, а именно этого и ожидали румынские шовинисты по обе стороны Прута.
Министр иностранных дел Титус Корлэцян сразу попытался ловко повернуть опрометчивое высказывание Бэсеску в русло неясных перспектив подписания Соглашения об ассоциации между Европейским Союзом и Румынией на ноябрьском саммите в Вильнюсе:
“Когда дело касается такого вопроса, как объединение, я хочу убедиться, согласны ли вы со мной в том, что европейское и румынское будущее Молдовы необходимо поддержать, и делать это в нынешнем сложном мире международных отношений надо политически грамотно... Высказывание [Бэсеску] создало дополнительные сложности нашим молдавским братьям, правительству и нам. Мы должны попытаться выйти из этой ситуации, хотя это уже не первый раз”.
Но попытки Корлэцяна оправдать комментарий Бэсеску и перенаправить внимание на «европейское и румынское будущее Молдовы» в контексте Соглашения об ассоциации – и явно провального «Восточного партнерства» – нельзя так просто отвергнуть. Они даже могли усугубить ситуацию. Всем известно, что для прорумынских политиков и партий в Кишиневе парафирование Соглашения об ассоциации не является настолько ценным в плане осязаемых преимуществ, как заявление о геополитическом курсе на «Европейскую интеграцию» (относительно того, что принесло членство в ЕС Румынии и ее экономике, то лучше об этом и не спрашивать).
Иными словами, многие в Бухаресте и Кишиневе - а также в Брюсселе, Берлине и, конечно, в Вашингтоне – так сильно ждут парафирования Соглашения об ассоциации именно потому, что оно станет шагом не только к европейскому, но и румынскому будущему, как сказал Корлэцян. Если говорить о каком-то возможном «румынском будущем» Молдовы, то важно отметить, что оно будет предусматривать не только фактическое членство в ЕС (в противовес лишь Соглашению об ассоциации), но и членство в еще одной организации, определяющей европейскую (точнее, «евро-атлантическую») интеграцию, – НАТО. Вслед за отмененным саммитом Обамы и Путина некоторые американские политики заговорили о необходимости нового раунда расширения НАТО. Румынское поглощение Молдовы могло бы стать одним из способов достижения этой цели без необходимости усложнять себе жизнь и пересматривать Североатлантический договор или проводить обсуждения между существующими членами.
Как ранее отметил директор Американского института в Украине Энтони Салвия, депутат Верховной Рады от партии «Свобода» Эдуард Леонов заявил, что если Румыния предпримет попытку поглощения Молдовы, Украина должна попытаться присоединить Приднестровье. Предложение Леонова говорит о том, что украинскому правительству нужно быть более активным в молдавском вопросе и не отдавать инициативу «Свободе». В частности, Украина должна более качественно использовать свою двойную роль в качестве полноценного члена переговоров «5+2» между Кишиневом и Тирасполем: как Украина и как председатель Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (текущим действующим председателем ОБСЕ является министр иностранных дел Украины Леонид Кожара).
Но что еще хуже, в контексте собственных переговоров с Брюсселем о возможном подписании Соглашения об ассоциации официальному Киеву стоит интерпретировать позицию запада по отношению к Молдове в свете того, что там планируют для Украины. Вскоре после победы на выборах 2010 года президент Виктор Янукович мудро убрал с повестки дня вопрос о возможном присоединении Украины к НАТО, и в ближайшем будущем возврат к этой дискуссии не предвидится. Но словесная «проблема», созданная непродуманными комментариями Бэсеску, снова напоминает нам: то, что западные политики называют «интеграцией», независимо от того, употребляют они слова «европейская» или «евроатлантическая», очень отличается от того, как это себе представляют многие украинцы.