Ассоциированный статус в ЕС угрожает суверенитету и платежеспособности Украины

23/10/2024
Энтони Т. Салвия
Директор Американского института в Украине

Во время недавнего визита в Киев царь по расширению ЕС Штефан Фюле развеял как «полную ерунду» «миф» о том, что если Украина станет ассоциированным членом Европы, то «вы потеряете ваш суверенитет, и это будет дорого стоить».

Это странное утверждение. Когда вы присоединяетесь к «Европе», под маской полного или ассоциированного членства, вы отдаете ваш суверенитет бесконечно отдаленной, не несущей никакой ответственности Брюссельской технократии. Вот и вся суть этого, ничего более. Вы подписываетесь на то, что президент Европейской Комиссии Жозе Мануэл Баррозу, ссылаясь на ЕС, назвал «первой в мире неимперской империей». Если вы не готовы это сделать, тогда держитесь подальше.

Соглашение об ассоциации – в той же мере касается стратегической переориентации Украины (против России, конечно), что и торговли. По условиям Раздела II, Украина должна работать в направлении «постепенной конвергенции иностранных вопросов и вопросов безопасности с целью еще более глубокого вовлечения Украины в европейскую зону безопасности».

Будучи уверенным, что Украина таки станет ассоциированным членом ЕС, Генеральный секретарь НАТО Андерс Фог Расмуссен недавно присоединился к разговору и напомнил Киеву, что последний может присоединиться к Атлантическому альянсу в любое время. (Рассудительная) декларация Киевом статуса неприсоединения в 2012 г. ничего не значит для тех, кто верховодит в НАТО и ЕС. Никакие «суверенные» решения, не соответствующие интересам и приоритетам волшебного круга прогрессивного человечества, не являются окончательными. Они всегда в игре.

Экономические условия соглашения также топчут национальный суверенитет. Соглашение об ассоциации состоит из 900 страниц требований, чтобы законы Украины практически по всем мыслимым вопросам – от панихид и стандартов безопасности на рыбацких судах для навигации по устью Дуная до исследований космоса и защиты прав потребителя – согласовывались с уже существующими «инструкциями, директивами, решениями, рекомендациями и коммуникациями» ЕС.

Трудно поверить в заявление г-на Фюле, что стоимость соответствия не будет «высокой». Премьер-министр Азаров сказал на прошлой неделе, что это будет стоить €165 млрд более чем на десять лет! Это эквивалент общего валового внутреннего продукта (ВВП) Украины за один год! И это в то время, когда экономика Украины сжимается – на 1,3% по сравнению с прошлым годом.

А как подсчитать другие затраты, которые понесет Украина, когда начнет конкурировать с более сильными иностранными (то есть европейскими) конкурентами, когда не сможет воспользоваться в своих интересах беспошлинным доступом к рынку своего крупнейшего торгового партнера – страны, которая в отличие от Европы растет, в которой существует неудовлетворенный спрос практически на все, и в которой существует традиция закупки украинских товаров? А что с затратами, связанными с былыми льготными ценами на импортированную нефть и газ?

А какова цена требования Брюсселя, чтобы Украина прекратила субсидировать отрасли промышленности, которые там (в Брюсселе) считают неэффективными и ненужными, что приведет к увольнению большого количества украинских рабочих?

Г-ну Фюле нечего сказать по любому из этих пунктов. Вместо этого он делает смелые заявления, не заботясь об их обосновании: «Если соглашение будет подписано, то очень скоро [Украина] увидит значительные преимущества этого шага...»

Какие преимущества? Г-н Фюле ссылается на неуказанное «исследование», согласно которому ежегодный рост ВВП прогнозируется на уровне «более 6%».

Это вообще реально ввиду явного болезненно тяжелого состояния экономики Европы – темп роста -0,8% по сравнению с прошлым годом, 20 млн безработных, долги государств, превышающие 90% ВВП, и инфляция, опережающая процентные ставки на всем континенте? Неудивительно, что «Европу» назвали (в британской прессе) «экономически мертвой зоной Советского образца».

Через два дня после выступления г-на Фюле в Киеве загребская ежедневная газета «Poslovni Dnevnik» сообщила, что экспорт Хорватии уменьшился на 11% с момента присоединения к Европейскому союзу (в качестве полноправного члена) в июле прошлого года и на 19% только за август.

В статье снижение приписывают «воздействию от вступления в ЕС…, при котором Хорватия столкнулась с большей международной конкуренцией, и потеряла привилегии, связанные с Соглашением о свободной торговле в Центральной Европе (CEFTA)».

Все это может быть верно. Для экономики столь слабой и разрушенной коррупцией, как экономика Хорватии, очень нелегко приспособиться к совершенно новому состоянию рынка. После Первой мировой войны Австрия вынуждена была мучительно приспосабливаться к сильно усохшему рынку после большого имперского. Обратный процесс не менее трудный – внезапно маленьким государствам нужно преуспевать на больших рынках.

Именно этот процесс переживает в настоящее время Хорватия. И именно поэтому радужные рассказы г-на Фюле о перспективах Украины в качестве ассоциированного члена ЕС кажутся настолько неправдоподобными.

Запасы иностранной валюты Украины истощаются – на 7,4% за прошлый год. По данным американского рейтингового агентства Moody’s, запасов Украины хватит на оплату импорта только в течение 2,3 месяцев – самый низкий уровень с 2006 года. Повсюду говорят о дефолте. Меньше всего Украине нужно пережить крах на внешних рынках, генерирующих иностранную валюту, как это случилось с Хорватией.

Украинская элита играет с огнем. Если повезет, они придут в себя и выступят в защиту национальных интересов, которые, так уж случилось, тесно связаны с евразийским рынком.