Молдова между Брюсселем и Москвой – повторение ошибок Украины?
Бывший премьер-министр Молдовы и текущий глава Либерал-демократической партии Влад Филат недавно сказал на Радио Свободная Европа /Радио Свобода: «Я очень расстроен тем, что происходит в Украине».
И не без основания. В ноябре прошлого года в Вильнюсе Молдова парафировала Соглашение об ассоциации с Европейским Союзом, которое, как ожидается, будет доведено до логического конца и подписано в августе, а на ноябрь уже запланированы парламентские выборы.
Пока правящая проевропейская коалиция поддерживает СА, ее позиции у власти шатки. Междоусобная конкуренция среди либеральных фракций (в значительной степени не связанная с СА) может привести к свержению правительства до запланированного подписания соглашения – и возможно PCMR (Коммунистическая партия) победит на выборах в ноябре. Такую возможность нельзя отбрасывать, так как PCMR – крупнейшая партия в Молдове. Сейчас ее поддерживает приблизительно 39%. Кроме того, жесткие меры, принятые по распоряжению ЕС с целью подготовки к ассоциированному членству, внесли свой вклад в непопулярность правительства.
Если бы проводились досрочные выборы, а правительство по главе с PCMR отказалось подписывать СА, какова была бы реакция народа? Стали бы улицы Кишинева похожи на улицы Киева? Митинги в поддержку ЕС в молдавской столице собрали коло 100 000 человек, (а на митинги против СА на улицы вышло всего 7 000 человек).
PCMR – явный противник СА. Если бы нынешняя проевропейская коалиция продержалась до запланированных на ноябрь выборов, а PCMR на них победила бы, станут ли коммунисты соблюдать условия СА, которое вероятно будет подписано в августе? Приведут ли любые усилия отказаться от соглашения или настаивать на его пересмотре к внутренним беспорядкам наподобие Евромайдана?
Молдова и Украина подобны в некоторой степени: это многоязычные, многоэтнические государства, ранее находившиеся под влиянием мощного близкого соседа, и кроме того – две беднейшие страны Европы. Но во многом другом они очень отличаются: Румыния активно продвигает присоединение Молдовы и видит приобретение Кишиневом ассоциированного членства (в форме СА), а затем и полного членства в ЕС, как шаги, которые ускорят ее окончательное поглощение.
Как будто Румыния представляет недостаточную угрозу суверенитету Молдовы, существует также отколовшийся регион Приднестровье, с которым приходится иметь дело, а также Гагаузия (населенный тюркоязычными христианами), где недавно преобладающее большинство проголосовало за присоединение к Евразийскому Таможенному Союзу во главе с Россией. Оба региона – факторы внутренней нестабильности, которые служат проводниками внешнего (российского) влияния в большей мере, чем возможно любая аналогичная ситуация в Украине.
Приходило ли в голову кому-то в Кишиневе, что проведение политики евроинтеграции – на условиях, которые предлагает Вашингтон/Брюссель, – несовместимо с суверенитетом Молдовы, ее территориальной целостностью и внутренней безопасностью?
Вероятно, став свидетелями (начиная с ноября прошлого года) насилия и погромов, которые могут последовать на улицах вашей столицы, если вы связываетесь с такими людьми как Баррозу, Фюле и Бильдт, проевропейские политические деятели, такие как Филат, теперь задаются вопросом, во что они влипли.
Достаточно тревожно, что Бухарест не скрывает свою цель в конечном итоге поглотить Молдову, и четко воспринимает Соглашение об ассоциации ЕС - Молдова как средство приблизить этот день.
Но теперь – как показали события в Украине – существует перспектива, что Молдова станет полем битвы, поскольку западные державы стремятся окружить Россию, а Россия оттесняет их обратно. Филат, а также президент Тимофти, премьер-министр Лянкэ и другие представители молдавской элиты – если они патриоты – должны спросить себя, действительно ли Молдова в этом нуждается.
Так что же должны вместо этого делать Молдова и другие бывшие советские республики, попавшие в сети Восточного партнерства ЕС?
Они должны сказать Брюсселю: «Сделайте так, как сделала Франция и Германия, создавая Европейское объединение угля и стали – стремитесь к общеевропейской интеграции, а не разделению континента. Не вынуждайте нас делать совершенно ненужный и потенциально губительный выбор между двумя аспектами европейской идентичности – восточным и западным, оба из которых дороги и присущи нам. Когда вы будете готовы действовать в духе Аденауэра и де Голля, Рейгана и Горбачева, тогда обращайтесь к нам».
Молдова должна стремиться к единой зоне свободной торговли от Лиссабона до Владивостока как к лучшему способу достигнуть мира и процветания на континенте. Для Кишинева не будет никаких преимуществ от сотрудничества с Брюсселем/Вашингтоном, способствуя разделению Европы на враждующие блоки.