Является ли дело Власенко окончательным ответом Киева на требования Европы?
Явноне «европейское»решениеВерховной РадылишитьСергея Власенкоегоместа в парламенте было принято всего спустя несколько дней после того, как Киев сделал, как казалось, решительныйповорот в сторонуЕвропы насаммите Украина-ЕС25 февраляв Брюсселе.
Там,Киев согласилсяпровести целый ряд судебно-правовыхреформ (с тем, чтобы стать более«европейским») в обмен на подписание(хотя и не обязательно ратификацию)Соглашения об ассоциациис ЕС -и сделать этоне позднее чем в мае месяце.
Но сейчас Брюссель выражает"глубокуюозабоченность" по поводунамеренияУкраины иназывает действия в отношенииг-наВласенко"неевропейским подходом".
Дело Власенконе единственное, чтозаставляетБрюссельзадаться вопросом онамеренияхУкраины:не успелКиевподписатькоммюнике саммита, как президент Януковичвстретился в Завидово спрезидентом Россиина переговорахоценах на газ, трубопроводах и отношениях Украины сЕвразийскимТаможенным Союзом.
Переговоры завершилисьна фоненеподтвержденных сообщений о том, чтоУкраина и Россиястоят на порогеподписаниясоглашения о созданиисовместного предприятияНафтогаза и Газпрома по управлениюгазотранспортной системойУкраины вобмен нарезкое снижениецен наимпортируемый из Россиигаз.Ясности в этом вопросе пока нет.Но вторая встречаЯнукович-Путин намечена на апрель, что говорит о том, что что-тоготовиться.
В любом случаеясно, что обращение Украины к российской карте, столь встревожившее Брюссель,отражаетразочарование неадекватнойсделкой, которуюпредложила Европа.
Описывая 19различныхреформ, которые Брюссельожидает отКиевапровести домая, эксперты указывают, что“это огромный набор изменений, и если бы их все начали проводить одновременно, то это означало бы, что власть выходит на путь изменений и ломает систему, которая является для нее источником выживания”.
Если они правы, то это будет высокая цена, которую придется заплатить - потенциальная дестабилизация за соглашение, которое предполагает так мало в виде реальных выгод. Несомненно, ирония состоит в том, что один из аргументов против присоединения Киева к Евразийскому Таможенному Союзу заключается в том, что данный шаг окажется политически дестабилизирующим.
Таким образом, администрация Януковича может «выпрыгнуть из штанов» (и, опять же, если эксперты правы, рискнуть дестабилизацией собственного положения) с тем, чтобы исполнить требования Европы, и, в конечном итоге:
- не будет иметь каких-либо гарантий того, что Брюссель будет впечатлен его усилиями по их выполнению настолько, что на самом деле подпишет соглашение;
- не будет иметь каких-либо гарантий того, что все 27 европейских государств ратифицируют подписанный документ;
- остается без четкого плана движения к окончательному членству в ЕС (Турция подписала соглашение об ассоциации с Брюсселем в 1964 году, и 49 лет спустя, все еще не имеет приглашения о присоединении);
- будет обременена соглашением, которое не способствует развитию украинского экспорта в Европу (и в полной мере способствует европейскому экспорту в Украину).
Это не очень привлекательное предложение. Чтобы подсластить сделку, Европа предложила Украине кредитную линию на 610 млн. евро на условиях подписания нового соглашения о финансировании с МВФ, который продолжает настаивать на политически нереальном требовании о том, чтобы Янукович повысил цены на газ для украинского населения и предприятий - - даже в условиях сжатия украинской экономики, неработоспособности парламента и надвигающихся в 2015 году президентских выборов.
Если Запад обеспокоен перспективой «потерять» Украину, он должен обратить взор на свою собственную политику.
Неуклюжие предложения Брюсселя контрастируют с тем, что происходило в Завидово. Путин рассказал Януковичу, что если Украина вступит в Евразийский Таможенный Союз, ее экономический рост составит от 1,6 до 6,5% в зависимости от степени интеграции. Заявление, как представляется, указывает на то, что теперь может быть предложен формат взаимоотношений с ЕТС, не предполагающий полного членства, т.е. тот вариант, за который давно выступает Киев, и, который был отвергнут в Москве.
Независимо от вашего отношения к тому, как правительство обходится с Тимошенко, Луценко и Власенко (дело Луценко, на мой взгляд, является наиболее вопиющим), Янукович прав в том, что стремиться получить максимально выгодные условия для Украины в отношениях с Брюсселем (и с Москвой).
Россия предлагает Киеву простую сделку, по которой, она кажется, готова торговаться - беспошлинный доступ к растущим рынкам с почти 200 миллионами русскоговорящих, с историей и культурой приобретения украинских товаров, в совокупности с резким снижением стоимости российского газа. Не плохое предложение, когда ваша экономика сокращается так быстро, как это происходит в Украине, а сделка по ценам на газ способна поправить дефицит платежного баланса и предотвратить дальнейшее ослабление национальной валюты.
Сложная ситуация в переговорах Украины с Европой и Россией подтверждает уместность высказывания в одной из Датскихгазет: Россия делает Украине предложение от которого она не может отказаться, в то время как ЕС делает предложение в котором она не может разобраться.
Если вы хотите получить что-то, надо давать что-то. В Европе, похоже, не понимают этой фундаментальной политической мысли.