Сможет ли правительство и оппозиция сделать шаг назад и прекратить балансирование на грани войны?

11/12/2024
Джеймс Джордж Джатрас
Заместитель директора, АИУ

На момент написания этой статьи, сотни тысяч протестующих остаются в центре Киева. Правительство предложило провести переговоры, в том числе попросило представителей оппозиции помочь в дальнейших переговорах с Европейским Союзом (ЕС) относительно условий Соглашения об ассоциации (СА), с учетом неотложных финансовых и экономических потребностей Украины.

Пока что это предложение было отклонено. Вместо этого лидеры протестующих продолжают настаивать, что это не протест, а революция. Они требуют отставки президента Виктора Януковича и правительства Азарова, а также проведения новых выборов.

Но текущая ситуация сильно отличается от Оранжевой революции 2004 г., когда под вопросом была избирательная легитимность правительства. Сегодня же протестующие требуют отменить результаты президентских выборов 2010 г. и парламентских выборов 2012 г., потому что власти приняли решение, с которым они не согласны. Трудно понять, каким образом это требование можно обосновать в разрезе того самого «европейского будущего для Украины», которое отстаивают протестующие.

Украина движется к критической точке, в которой и правительство, и оппозиция будут ходить по канату, натянутому над пропастью.

Оппозиции вскоре придется принять решение о том, «идти ли ва-банк», низвергая всеми признанное законно избранное правительство. Для этого понадобится еще более радикальная тактика, чем захваты общественных зданий, которые происходили до сих пор. Тем самым рискуя не только вызвать резкую реакцию властей, но и потерять поддержку западных правительств. (Даже Запад начинает замечать обилие «Свободы» и красно-черных националистических флагов, и даже флагов с символикой Организации украинских националистов (ОУН) – едва ли образцы «европейских ценностей», учитывая роль ОУН в резне поляков во время Второй мировой войны. Ранее в этом году Украина уже столкнулась с серьезными сложностями на международной арене из-за красно-черного флага, поднятого – по имеющимся данным, членами ВО Свобода – на футбольном матче. Масса парадоксов. Польша считает своим долгом настаивать на геополитической ориентации Украины «в сторону Европы», напоминающей стратегию Прометеизма Юзефа Пилсудского, и устно поддержала протестующих. Бывший премьер-министр Ярослав Качиньский прошел бок о бок со свободовцем Олегом Тягнибоком под флагом «Свободы». С другой стороны рядом с Качиньским шел Виталий Кличко, чья партия «УДАР» ранее в этом году распространила пресс-релиз на английском языке, осуждая «Свободу» «не только за оправдание волынских палачей [поляков], но и за то, что они ставят их действия в пример новому поколению украинцев». Политика действительно создает неожиданные союзы.)

У правительства свои дилеммы. Разумеется, предложить оппозиции участвовать в «переговорах за круглым столом», среди прочего о том, как лучше быть с ЕС, было правильным шагом. Более того, Янукович мудро поступил, предложив помочь с освобождением демонстраторов, арестованных до настоящего времени. Необходимо привлечь к ответственности за чрезмерное применение силы милицией против протестующих, особенно 1 декабря. Также необходимо подумать о восстановлении баланса власти между президентом и Радой. Но требования о досрочных выборах уже были отклонены, и очевидно, что ни Янукович, ни Азаров не намерены уходить в отставку.

Но главный вопрос, который может стать неизбежным, если протестующие будут настаивать, что «смена режима» - единственный приемлемый результат, когда и как правительство предпримет жесткие меры по разгону демонстрантов, чтобы освободить правительственные здания. Милиция уже разобрала баррикады, оттеснила протестующих от администрации президента, и предприняла меры, чтобы блокировать пополнение запасов оставшихся протестующих.

Основная эскалация насилия – перспектива, которую никто не хочет рассматривать, в том числе западные правительства. Хотя европейские и американские чиновники поддерживали требования протестующих, чтобы Киев возобновил переговоры с ЕС о СА, они не призывали к изменениям в правительстве. Впечатляет, что даже западные правительственные чиновники теперь призывают обе стороны к сдержанности (а не только правительство), и призывают к переговорам для разрешения конфронтации. Протестующие могут делать ставки на то, что может измениться, если и когда произойдут наиболее яростные столкновения, но результат и победителя предсказать невозможно.

Продление в очередной раз миссии Кокс-Квасневский дает возможность обеим сторонам сделать шаг назад и прекратить балансирование на грани. Наивысшим приоритетом должны стать как нависшие над Украиной долговые обязательства, так и выявление формулы, которая позволила бы Украине не делать выбор «или/или» между европейскими и российскими торговыми отношениями путем инициирования трехсторонних переговоров Европа-Украина-Россия. Янукович был категоричным в решимости как уделить первостепенное значение торговым связям с Россией, так и подписать пересмотренное СА с ЕС в 2014 году.

Возможно, появляются контуры действительно национального согласия. Остается вопрос, смогут ли правительство и оппозиция отложить в сторону свои разногласия на достаточно долгое время, чтобы это произошло.