Давление освободить Тимошенко растет – Германия выдвигает новые требования
В Киеве ходят слухи о предстоящем освобождении госпожи Тимошенко. Независимо от того, имеют ли они в действительности под собой какие-либо основания (что сомнительно), администрация Януковича подвергается нарастающему давлению, направленному на исполнение требования Европы об ее освобождении.
Тема освобождения госпожи Тимошенко получила новый импульс вследствие внезапного, хотя и не совсем неожиданного, помилования Юрия Луценко. Это событие сопровождалось благоприятными отзывами в Брюсселе, но одновременно и выражением нежелания Европы быть обманутой освобождением Луценко, независимо от положительного отношения к нему. В действительности, Европа хочет снятия всех обвинений против госпожи Тимошенко.
Если бы это было единственным требованием со стороны Европы, перед Президентом Януковичем стоял бы простой вопрос политического расчета: стоят ли (предполагаемые) политические выгоды от заключения соглашения об ассоциации с Европой тех политических проблем и возможного ухудшения шансов на его переизбрание в случае, если госпожа Тимошенко (возможно единственный оппозиционер национального и международного масштаба) окажется на свободе?
Рассчитывая свои действия, г-н Янукович вынужден будет принять во внимание целый ряд факторов: есть ли способ оговорить такие условия освобождения Юлии, которые лишат ее возможности участвовать в президентских выборах? Можно ли обеспечить их соблюдение? Как отреагирует Европа? Действительно ли соглашение об ассоциации и идея присоединения Украины к склеротичной, неблагополучной и авторитарной Европе так популярны среди украинцев, как это представляется некоторым? Каким образом выбор в пользу Европы вместо России будет воспринят в политической среде сторонников Януковича?
В этом расчете могут быть некоторые сложности, но он, тем не менее, понятен.
Но тут на сцену выходит немецкий канцлер Ангела Меркель, которая заявляет 17 апреля в Берлине, что госпожа Тимошенко должна быть освобождена. Здесь она вступает в противоречие с фракцией, сформировавшейся вокруг бывшего главы польского государства Александра Квасьневского, которая хочет, чтобы Брюссель подписал соглашение с Украиной независимо от того, остается ли Юлия в заключении. По их мнению, Украину необходимо привязать к антироссийской ориентации любой ценой, даже если это означает, что Юлю надо бросить под пресловутый поезд.
Но Меркель настаивает на своем. Освобождение госпожи Тимошенко из тюрьмы является требованием, но этого не достаточно. Украина, по ее мнению, в своем нынешнем состоянии не подходит для того, чтобы с ней заключать соглашение об ассоциации. Страна испытывает «целый ряд проблем». Она ожидает, что Украина в полной мере проведет весь комплекс реформ судебной и избирательной систем, которые были озвучены на саммите Украина-ЕС 25-го февраля. По ее словам: «Речь идет в целом о правовой системе в Украине и вопросах соблюдения прав человека и гражданских свобод».
Это головная боль для Януковича. Одно дело стоять перед необходимостью неприятного политического компромисса, и совсем другое, когда тебе говорят, что даже если вы отпустите Юлию, вы можете не получить того результата, который вы ожидали. Так зачем рисковать?
В довершение ко всему представитель ЕС в Киеве посол Ян Томбински заявляет, что Верховная Рада безнадежно неработоспособна для того, чтобы у Украины была хоть какая-то реальная возможность осуществить реформы, которые г-жа Меркель считает необходимыми для присоединения к «Европе».
Поэтому, может быть лучше вообще ничего не делать? Официальный Киев, возможно, склоняется именно к такому выводу. Премьер-министр Азаров заявил журналистам 23 апреля, что вопрос с Тимошенко «будет решен после завершения имеющихся дел», на что, по сообщению Associated Press, «могут уйти месяцы или годы».
С точки зрения г-на Януковича это может быть как раз то, что надо. Предварительные условия ЕС для подписания соглашения об ассоциации включают 19 различных реформ, о которых говорится, что «это огромный набор изменений, и если бы их все начали проводить одновременно, то это означало бы, что власть выходит на путь изменений и ломает систему, которая является для нее источником выживания».
Зачем дестабилизировать базу собственной власти ради соглашения, которое дает Украине так мало ощутимых выгод?
Посол ЕС Томбински, конечно, говорит о том, что соглашение приведет к «улучшению условий жизни, модернизации страны, плану действий для того, чтобы Украина стала лучшим местом для своих граждан», но не указывает каких-либо конкретных обоснований, как это произойдет и почему именно так. Греки, киприоты и болгары были вдохновлены аналогичным видением светлого будущего в конце истории; и все сильно пожалели. То же, если на то пошло, случилось с англичанами (хотя по-другому и по иным причинам) и в настоящее время они бурно требуют выхода.
Ради интересов Украины отношения Киева с Брюсселем не должны быть улицей с односторонним движением. Она должна отвечать на требования ЕС своими собственными требованиями. Европа получает гораздо больше от закрепления антироссийской ориентации Украины, чем Украина получает от Европы.
Янукович должен помнить слова, сказанные Шарлем де Голлем шаху Ирана во время государственного визита в Тегеран в 1960 году: «Направьте всю свою энергию на то, чтобы оставаться независимым».
Шах это к сведению не принял, и мы все знаем, что с ним случилось.