Внешняя политика будет иметь решающее значение для Украины в 2013 году
2013 может оказаться переломным годом для Украины во внешней политике.
Киеву придется выбирать между соглашением о зоне свободной торговли с Европой и продвигаемым Россией Таможенным союзом, согласием на требования МВФ о повышении цен на газ для украинских предприятий и домашних хозяйств или отказом от них, и предпринять усилия по урегулированию некоторых из наиболее трудноразрешимых конфликтов в регионе в качестве Председателя Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе.
Киев и Брюссель проведут в феврале саммит в качестве прелюдии к возможному подписанию в ноябре Соглашения об ассоциации (в том числе Глубокого и всеобъемлющего соглашения о свободной торговле). В этом случае Украина может оказаться отрезанной от Таможенного союза евразийских стран СНГ.
В то время как Евразийский таможенный союз предлагает Украине беспрепятственный доступ на растущий рынок размером примерно в 200 миллионов человек, тарифную защиту отечественной промышленности от конкуренции со стороны стран за пределами СНГ, и, самое главное, резкое сокращение стоимости газа для украинских предприятий и домашних хозяйств, Соглашение о ЗСТ с ЕС дает лишь незначительные реальные выгоды, если таковые имеются вовсе.
Вопрос цены на газ является особенно значимым. МВФ настаивает на шестикратном увеличении цен на газ для того, чтобы Киев смог получить миллиарды долларов в виде новых кредитов. Без кредитов правительству будет сложно исполнить свои бюджетные обязательства; в то же время согласие на исполнение требований МВФ является главной политической головной болью для правительства. Повысить цены на газ означает создать новых сторонников Евразийского таможенного союза, поскольку только членство в этой организации гарантирует снижение стоимости импортируемых энергоносителей. Расходы Беларуси на энергоносители снизились на 1/3 с момента вступления в Таможенный союз.
Максимум, что может предложить Украине Соглашение о ЗСТ с ЕС - неосязаемый успех в совершении еще одного шага на пути к допуску в магический круг прогрессивного человечества - то есть, в брюссельскую Европу, и, как следствие, в более широкое евроатлантическое пространство.
Для некоторых украинцев, например для лидера оппозиции Арсения Яценюка отсутствие реальных выгод в Соглашении о ЗСТ с ЕС, является менее важным, чем то, что делая шаг к "Европе", Украина принимает европейские "ценности" и отвергает советские (опосредованное указание на то, что Россия все еще является Советским Союзом). Как отмечается, Европа – это почти мистическое заклинание, которое следует повторять бесконечно, как мантру. Оно ценно само по себе.
Это хорошо для украинской элиты, но и украинскому народу нужны рабочие места, экономический рост и доступ к дешевой энергии, а это очевидно дает только Евразийский Таможенный Союз.
Президент Янукович мудро не закрыл дверь для этого варианта. В недавнем интервью он заявил, что Украина ищет "инструменты и возможности" для взаимовыгодного сотрудничества с Таможенным союзом, отметив, что торговля Украины с блоком составляет 46 млрд. Евро в год.
Удастся ли Януковичу убедить Россию в том, чтобы допустить ассоциированное участие в Таможенном союзе, которое не является полноценным членством, т.е. в том, что Москва ранее исключала? Ратифицирует ли Европа в конце концов соглашение об ассоциации с учетом продолжающегося заточения г-жи Тимошенко? Некоторые европейские правительства настаивают на выборе в качестве приоритета либеральных "ценностей", другие готовы включить задний ход в надежде нанести удар по Москве.
Эти вопросы будут решаться в течение года. Между тем, принимая на себя председательство в Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), Украина взяла на себя самую заметную и значимую роль на международной арене за все годы независимости - двигаться к урегулированию затяжных, замороженных конфликтов, например, в Нагорном Карабахе и Приднестровье.
По понятным причинам, вопрос "замороженных конфликтов" - и особенно Приднестровья - это вопрос, в котором Украина имеет четкую заинтересованность, и, в котором голос Киева может изменить ситуацию.
Министр иностранных дел Леонид Кожара заявил, что под председательством Киева: "Мы должны оживить переговоры в рамках существующих форматов и предотвратить эскалацию напряженности. Урегулирование затяжных конфликтов должно оставаться наивысшим приоритетом для ОБСЕ и всех государств-участников ".
Отрадно, что в Приднестровье все было спокойно после спорных президентских выборов 2011 года, на которых избиратели решительно отправили в отставку давнего авторитарного лидера Игоря Смирнова и избрали Евгения Шевчука, который предлагал программу реформ.
То, как народ Приднестровья, в котором русские и украинцы вместе составляют большинство, выразит свой выбор в ходе переговоров между Тирасполем и Кишиневом - это вопрос, ответ на который требует такта и терпимости с обеих сторон, а также со стороны сторонних участников, таких как Украина, ОБСЕ и Россия.
Готовность Кожары отойти от пассивности, которая в прошлом в значительной степени характеризовала политику Киева по отношению к Приднестровью, и, помочь добиться справедливого, законного и прочного урегулирования, является отрадным явлением.
Помогая сформировать политическое будущее региона, Украина имеет возможность продемонстрировать свою ценность как партнера как Европе, так и России. Но это не освобождает Украину от необходимости выбрать главенствующую геополитическую ориентацию, то есть то, что от нее явно ожидают Вашингтон / Брюссель и Москва. В наступившем 2013 году ставки как никогда высоки.