Калифорнийская фирма субсидирует слабеющую финансовую систему Украины

14/11/2024
Энтони Т. Салвиа
Директор, Американский институт в Украине

Мы стоим на пороге Вильнюсского «саммита», а пререкания относительно г-жи Тимошенко и ее судьбы продолжаются до упора. Совершенно не ясно, как все получится, но две вещи мы знаем точно: депутат Европарламента Элмар Брок говорит в этом вопросе за немецкого канцлера Ангелу Меркель, они ставят освобождение Юлии Владимировны и снятие с нее всех обвинений как предварительное условие для соглашения.

Американцы повышают планку: недавно госдепартамент США принял постановление, что мало того, что Юлия Владимировна должна быть освобождена, но на ее политическую деятельность не должны накладываться никакие ограничения.

Все это должно усложнить кампанию переизбрания президента в 2015 г., которая уже реализовывается полным ходом.

Еще одна темная лошадка – экономика. Завязшая в кризисе (наряду со многими западными экспортными рынками), Украина переживает спад. Она испытывает большой бюджетный дефицит и дефицит счета текущих операций. Ее валютные запасы быстро истощаются – снижение на 7,4% за прошлый год. По данным рейтингового агентства Moody’s, запасов Украины хватит на оплату импорта только в течение 2,3 месяцев – низший уровень с 2006 года. Другое рейтинговое агентство Fitch снизило кредитоспособность Украины до уровня «B-», что является территорией «бросовых облигаций». В воздухе витают разговоры о дефолте.

«Они столкнулись с критической валютной и финансовой ситуацией, все очень просто», - говорит Паоло Батори, старший аналитик банка Morgan Stanley, как сообщает лондонская «Financial Times». «…У Украины просто нет возможностей справиться с еще одной волной оттоков. Она нуждается в помощи третьей стороны, как то Россия или Международный валютный фонд», - говорит он.

Зайдите в Franklin-Templeton, крупную калифорнийскую компанию по управлению денежными средствами, которая держит госсобязательства Украины на сумму $5 млрд, что делает ее крупнейшим кредитором страны. Хотя компания довольно долго держала позицию в украинских госсобязательствах, она прошлым летом докупила украинских облигаций еще на $117 млн сроком погашения через десять лет.

Эта ссуда ни в коей мере не отвечает потребностям Украины в наличности. Это финансирование из разряда «штопанья дыр». Проблемы Украины – структурные. Поскольку надбавка за риск владения долговыми обязательствами Украины высока (на прошлой неделе этот показатель достиг 10%), смелая ставка фирмы может отражать уверенность, что намечается структурная реформа и/или изменение экономической фортуны Украины – с положительным воздействием на государственную платежеспособность.

Чем оправдывается такая уверенность? На ум приходит несколько факторов, но все они недостаточно убедительны. Среди них недавнее заявление о соглашении с Chevron о разработке сланцевого газа в Украине; растущий китайский и мировой спрос на украинскую сельскохозяйственную продукцию; получение статуса ассоциированного члена ЕС через подписание Соглашения об ассоциации (СА)/ Соглашения об углубленной и всеобъемлющей зоне свободной торговли (DCFTA), что в свою очередь проложит путь для возобновления финансирования МВФ.

Из этих факторов, наиболее преобразовательными для Украины является владение 25% мирового запаса чернозема. Если правильно разыграть имеющиеся карты, Украина станет Саудовской Аравией по продовольствию.

Наиболее удручающее – ассоциированный статус в «Европе» и возможное возобновление финансирования МВФ. Несмотря на растущий фондовый рынок, подогреваемый «количественным смягчением» (т.е. необузданной чеканкой денег), Европа глубоко завязла в тяжелейшем спаде. За третий квартал 2013 г. доходы Италии снизились на 50%, Австрии – на 22%, а Франции и Германии – на 20%.

В Германии – предполагаемом локомотиве Европы – экспорт упал на 0,9%, а импорт – на 1,9%. В сентябре промышленное производство упало (даже несмотря на небольшой рост в августе), и все еще не достигало уровня 2007 г. (т.е. уровня до начала глобального финансового кризиса 2008 г.). Это же касается промышленных заказов.

Таким образом, было бы опрометчиво ожидать, что подписание СА/DCFTA между Украиной и ЕС (если это случается) знаменует начало материалистической нирваны. Нет причин ожидать, что Украина поднимется, пока Европа будет тонуть.

Вряд ли Брюссель даст Украине необходимые средства, чтобы помочь ей выполнить текущие фидуциарные обязательства, не говоря уже о €165 млрд новых расходов (эквивалент общего ВВП Украины за год!). Премьер-министр Азаров говорит, что Украине потребуется более десяти лет, чтобы выполнить тысячи страниц тягостных требований ЕС.

Единственное, что мог дать Украине статус ассоциированного члена ЕС – проложить путь для возобновления финансирования МВФ. Но, мягко говоря, это будет палка о двух концах. В обмен на денежные вливания МВФ потребует уменьшить субсидии для внутренних потребителей украинского газа, девальвацию гривны, и/или увеличение пенсионного возраста, чтобы урезать расходы на выплату пенсий.

«Wall Street Journal» сообщает, что Киев работает над планом по сокращению субсидий для «Нефтегаза», но президент Янукович 8 ноября решительно высказался против увеличения цен на газ для внутренних потребителей.

Янукович уже столкнулся с перспективой освобожденной госпожи Тимошенко, играющей активную роль в президентских выборах 2015 года. Последнее, что ему надо, - это проводить кампанию с позиции повышения газовых цен, сокращения пенсий и обесцененной валюты – поскольку страна продолжает чахнуть в условиях экономического спада.

Кроме того существует вопрос, насколько политическая база президента поддерживает его сдвиг в сторону Европы. По словам главы парламентской фракции ПР Александра Ефремова, продолжает возрастать сопротивление политике Киева со стороны машиностроителей, экспортирующих более 70% продукции в Россию. Он говорит, что его фракция не будет голосовать ни за какие предложенные законы, позволяющие г-же Тимошенко поехать в Германию на лечение.

По мере развития драмы «евроинтеграции» Украины, трудно избавится от впечатления, что вот-вот произойдет полная катастрофа.