Объединенная оппозиция не замечает подводных камней соглашения о свободной торговле с Европейским Союзом
Арсений Яценюк поздравил соратников-оппозиционеров со срывом намеченной на прошлый месяц встречи между президентом Януковичем и его российским коллегой, которая должна была приблизить Украину к Евразийскому таможенному союзу (ЕТС).
Дерзко предложив купить г-ну Януковичу билет до Брюсселя, он призвал Украину отказаться от ЕТС в пользу соглашения о свободной торговле с Европейским Союзом, хотя и позабыл упомянуть хоть одно ощутимое преимущество, которое Украина получила бы от такого шага.
Между тем, об основном ощутимом выигрыше от вступления в ЕТС – резком сокращении цены на импортируемый российский газ для Украины – он пренебрежительно отозвался, воспользовавшись игрой слов: " Нам нужны не цены на газ. Нам нужны ценности".
Другими словами, Европа с моральной точки зрения добродетельнее России, и этого достаточно для Украины. Такие практические, если не сказать грубо материалистичные, соображения, как цена на импортируемый газ, не должны играть никакой роли в определении судьбы страны.
Далее, беря пример с государственного секретаря США Хилари Клинтон, недавно заявившей, что ЕТС представляет собой попытку возродить СССР (честно говоря, я не вижу, какое отношение ЕТС имеет к диктатуре пролетариата, официальному атеизму или руководящей роли партии), Яценюк заявил: "Мы не хотим в Советский Союз - мы уже там были. И поэтому мы должны строить свою страну вместе с нашими европейскими партнерами".
Именно так думали греки до того, как европейские "партнеры" ввергли их в нищету, смятение и отчаяние, настаивая на том, что они должны поддерживать фиксированный и совершенно нереалистичный курс обмена с остальными странами еврозоны ради поддержания на плаву евро. Брюссель не допустит никакого отхода от евро, дабы избежать падения всего карточного домика.
Уже после этого Болгария, Польша и Литва заявили, что не имеют намерения последовать примеру Греции, пожертвовав своими национальными валютами ради евро. При этом ожидается, что британский премьер-министр Дэвид Кэмерон объявит к середине января дату национального референдума по вопросу о том, следует ли Британия вообще оставаться в составе ЕС.
Г-ну Яценюку необходимо осознать реальность, в которой живут украинцы: МВФ требует шестикратного увеличения цен на газ для украинских домохозяйств. Согласиться на такие условия невозможно с политической точки зрения и неприемлемо по моральным соображениям, однако игнорирование требований МВФ влечет за собой риск блокирования доступа Украины к мировым кредитным рынкам, что вынудило бы резко сократить государственные расходы с неописуемыми последствиями для экономики страны и простых граждан.
Украине необходима договоренность по ценам на газ, а это означает необходимость серьезного рассмотрения вопроса о вступлении в Евразийский таможенный союз. Этот вопрос является жизненно важным для национальных интересов Украины и благосостояния украинского народа.
Честно говоря, устроенный г-ном Яценюком спектакль с активным выступлением в защиту союза с Европой и предположительного превосходства ее ценностей едва ли вызывает доверие ввиду его отказа откреститься от ксенофобских, антисемитских партнеров в парламентской оппозиции, т.е. от фракции "Свобода". Что может быть менее европейским, чем действовать сообща с экстремистами?
А впрочем, возможно, это более европейский подход, чем кажется на первый взгляд.
Финансист Джордж Сорос в статье, опубликованной в прошлый месяц в Нью-Йорке, ссылается на греческую ультраправую партию "Золотой рассвет", венгерскую националистическую партию "За лучшую Венгрию" (Jobbik) и французский "Национальный фронт" (европейских собратьев "Свободы"), предупреждая, что политическая нестабильность, обусловленная текущим обвалом экономики в Европе, "создает кризис ценностей, который теперь угрожает самому Европейскому Союзу".
По словам г-на Сороса, "еврозона в настоящее время удерживается от распада жесткой дисциплиной; вместо того, чтобы быть объединением равных, она стала иерархической структурой, в которой центр диктует политику, в то время как периферия во все большей степени занимает подчиненное положение; вместо братства и солидарности все большее распространение получают враждебные стереотипы".
Судя по взглядам родившегося в Венгрии г-на Сороса, у Европейского Союза больше общего со старым СССР, чем принято считать.
Не ошибается ли г-н Яценюк в своих предположениях? Возможно, ему следует повторно рассмотреть вопрос о Евразийском таможенном союзе. Возможно, Европейский Союз не является раем и панацеей, которыми он его воображает.