Партия либерал-демократов Молдовы помогла Коммунистам вернуться к власти

16/05/2024
Джеймс Джордж Джатрас
Заместитель директора АИУ

Каждое событие в затянувшемся политическом кризисе Молдовы кажется еще более странным, чем предыдущее. Из последнего – «брак по расчету» между ведущей партией несостоявшейся про-Европейской коалиции и Коммунистами.

Наблюдать за политическим дроблением в Кишиневе схоже с наблюдением разваливающегося поезда в замедленном действии. Вначале был «охотничий» скандал, когда в декабре 2012 года на охоте вследствие несчастного случая был застрелен бизнесмен Сорин Пачу, с последующим сокрытием при участии высокопоставленных чиновников министерства юстиции. Затем произошло падение правительства премьер-министра Влада Филата и его либерал-демократической партии в марте 2013. Затем, в апреле 2013 года сместили с должности спикера парламента Мариана Лупу, чья демократическая партия входила в коалицию ныне недееспособного Альянса «За европейскую интеграцию» (АЕИ) Филата (третий партнер в коалиции был Михай Гимпу, лидер либеральной партии). При каждом столкновении мстительность и личная неприязнь между бывшими партнерами брала верх над просчетом политических выгод своего союза, не говоря уже о благополучии своего народа.

Этот фарс продолжается и сейчас в виде законов, инициированных, как их назвал вашингтонский крайне антироссийский Фонд Джеймстауна, «прогрессивным большинством» либерал-демократической партии Филата и Коммунистической партией бывшего президента Владимира Воронина. Представляющие якобы диаметрально противоположные программы, либерал-демократы и коммунисты вместе протолкнули пакет из 7 законопроектов, включая переход полномочий над антикоррупционным центром от демократов Лупу, признание советских паспортов (успех для коммунистов) и принятие избирательной «реформы» неясного назначения. Фонд Джеймстауна характеризует предназначение законодательного пакета как: «одной рукой [миллиардера Влада] остановить и повернуть вспять действия Плахотнюка, направленные на контроль политической системы, в то время как другой искать гарантии дееспособности государства и удержания курса на европейскую интеграцию». Говоря менее доброжелательным тоном, «прогрессивное большинство» либерал-демократов и коммунистов пытается любым способом навредить бывшим коалиционным партнерам Филата – Лупу (с чьей партией аффилирован Плахотнюк) и Гимпу.

Переход полномочий над антикоррупционным центром совсем не случайный. В марте этого года Филата обвинили в коррупции и путем голосования сместили с должности те самые коммунисты, которые теперь, когда Филат стал их союзником, утверждают, что он не виновен в коррупции. Благодаря поддержке перехода полномочий над антикоррупционным центром, который завел дела против членов правительства Филата, под прямой контроль государства (то есть Филата), Коммунисты смогли объединиться с либерал-демократами, а те в свою очередь – снять все обвинения в коррупции против Филата и его приближенных.

Для пущей трагикомичности ситуации, Фонд Джеймстауна считает, что происходящее в Кишиневе «не должно подвергать риску лидирующую позицию Молдовы среди шести восточных стран-партнеров, готовящихся к заключению соглашения об ассоциации, свободной торговли и договора об упрощении визового режима с ЕС в рамках приближающегося саммита в Вильнюсе». Если Молдова всё еще считается «лидером», как представляют себе некоторые, тогда тяжело представить положение дел остальных участников. Все тот же Фонд Джеймстауна считает, что «политика Молдовы начинает напоминать Украину в первое время после оранжевой революции». Это, возможно, самая точная характеристика происходящего сейчас в Молдове.

Стоить отметить, что так называемое лидерство Молдовы среди стран Восточного партнерства зиждилось как раз на готовящихся реформах, а именно – на антикоррупционной и законодательной реформах, которые, в свою очередь, должны были приблизить Молдову к стандартам стран ЕС. Всё это преподносилось как главное преимущество Молдовы в отчете Европейской Комиссии за 2011 год об успехах среди остальных 5-ти стран. Отчет «неоднократно поощрял» Молдову за «тесное сотрудничество в воплощении стандартов ЕС». На данный момент зияющая пропасть между упомянутыми стандартами ЕС и удручающими показателями должна опровергнуть любые предположения, что Кишиневу будет предложено Соглашение об Ассоциации с ЕС в Вильнюсе.

Единственное, что можно сказать о последней главе продолжающегося спектакля в Молдове, это то, что, с одной стороны, упомянутые события означают полный провал ЕС и его Восточного партнерства в Молдове, с другой – огромную победу Москвы и Евразийского союза. Эффективным привлечением коммунистов к власти Филат показал, что готов предать демократию и "европейские ценности", чтобы отомстить за очевидное неуважение со стороны своих соперников, в том числе и Плахотнюка, которого многие называют главарем мафии. Но у ЕС сейчас вряд ли есть какой-либо выбор, кроме как осудить союз между Филатом и Коммунистами, что может привести к восстановлению мафиозного государства, которое существовало под руководством лидера коммунистов Воронина (и его сына миллиардера Олега). Тем временем, либерал-демократическая партия Филата, несмотря на ее временное тактическое преимущество над Лупу и Гимпу, вероятнее всего, в конце концов будет уничтожена и скомпрометирована коммунистами.

В итоге Москва победит, а Брюссель и Вашингтон проиграют.