Права человека, Тимошенко являются все большими препятствиями для устремлений Украины, связанных с ЕС

29/01/2025
Председатель комитета Европейского парламента призывает к введению санкций
Ожидаются меры со стороны Конгресса США
Джеймс Джордж Джатрас
Заместитель директора АИУ

Как ранее отмечалось Американским институтом в Украине (АИУ), основным препятствием в плане готовности Европейского Союза (ЕС) дать твердое обязательство Украине по окончательному согласованию Соглашения об ассоциации с ЕС и привязанного к нему Глубокого и всеобъемлющего соглашения о свободной торговле (DCFTA) является обвинение Киева в несоблюдении европейских норм в отношении прав человека и верховенства закона. Это препятствие отражает мнение элиты как в Европе, так и в США, и судя по всему, оно становится все более серьезным в свете недавних событий.

В этом месяце Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) обязал Украину выплатить рекордную сумму компенсации по 211 делам в размере более полумиллиарда евро, в том числе по 206 делам, касающимся "длительного невыполнения решений национальных судов". В отношении одного украинского дела, суд рекомендовал Украине "срочно реформировать ее систему исполнения судебных решений". Эти дела не включали дело бывшего премьер-министра Украины Юлии Тимошенко, решение по которому ожидается в ближайшее время, по словам президента ЕСПЧ Дина Шпильманна.

Помимо будущих действий ЕСПЧ, тюремное заключение Тимошенко (а также бывшего министра внутренних дел Юрия Луценко) остается самым значительным фактором, ухудшающим отношения между Брюсселем и Киевом, который не только блокирует продвижение к заключению Глубокого и всеобъемлющего соглашения о свободной торговле и Соглашения об ассоциации, но, возможно, приведет к принятию санкций против Украины. В своем недавнем интервью новый глава представительства ЕС в Киеве Ян Томбинский обошел конкретный вопрос о возможных санкциях ЕС, заявив, что "все государства-члены ЕС очень внимательно следят за судебными разбирательствами в отношении Юлии Тимошенко, но я не буду предаваться рассуждениям на тему, что произойдет, "если …". Мы знаем текущее состояние дел, поэтому мы стараемся адаптировать нашу стратегию к нынешним условиям, и на всех наших заседаниях было ясно заявлено, что отсутствие решения по вопросу о Юлии Тимошенко и Юрию Луценко является одним из самых больших препятствий на пути к подписанию Соглашения об ассоциации, но решение находится е в наших руках".

Председатель комитета Европейского парламента призывает к введению санкций

В то время как Томбинский действует осторожно в вопросе о Тимошенко, Элмар Брок, председатель Комитета Европарламента по иностранным делам, прямо призвал к введению санкций против украинских должностных лиц, особо выделив при этом первого заместителя генерального прокурора Рината Кузьмина, американская виза которого была уже аннулирована. Брок не увязал вопрос о Тимошенко с перспективами заключения Глубокого и всеобъемлющего соглашения о свободной торговле, однако он заявил, что Украина не добьется "никакого прогресса" на пути к заключению Соглашения об ассоциации с ЕС (которое должностные лица в Киеве надеются подписать в ноябре) до тех пор, пока не будет проведена судебная реформа.

Несмотря на то, что Европейский парламент часто рассматривают как орган, обладающий незначительными прямыми юридическими полномочиями, его взгляды можно считать свидетельствующими о взглядах других представителей элиты в Брюсселе и столицах ЕС. Также примечательно, что Брок без долгих слов отверг основания для предъявления Тимошенко обвинений в связи с убийством в 1996 году депутата Рады Евгения Щербаня, вместе с женой и еще одним лицом: "Перед нами случай выборочного правосудия", – заявил Брок. "Кузьмин, если бы захотел, доказал бы, что Тимошенко несет ответственность за наличие пятен на Луне".

Также следует наблюдать за действиями Конгресса США

Хотя действия правительства США и законодательные акты в американском Конгрессе не оказывают прямого влияния на те действия, на которые может быть готов пойти ЕС в отношении Глубокого и всеобъемлющего соглашения о свободной торговле или Соглашения об ассоциации с Украиной, высказывания официальных представителей в Вашингтоне могут рассматриваться как выражение мнения западной элиты. Как правило, разница в восприятии Украины американскими должностными лицами и их европейскими коллегами весьма невелика. Кроме того, учитывая сильную поддержку Вашингтоном "европейской ориентации" Киева вместо вхождения в возглавляемый Москвой Таможенный союз (по словам покидающей пост государственного секретаря Хиллари Клинтон, "шага к ресоветизации региона"), не следует игнорировать то, что говорится и слушается в Вашингтоне.

Как было отмечено выше, Госдепартамент США уже аннулировал американскую визу прокурора Кузьмина, в соответствии с не имеющим обязательной силы решением Сената США, в котором осуждается уголовное преследование Тимошенко, выражается "глубокая озабоченность" ее судьбой и содержится призыв к Госдепартаменту "ввести запрет на выдачу виз, направленный против лиц, несущих ответственность за лишение свободы г-жи Тимошенко и более десятка политических лидеров, имевших отношение к "оранжевой революции" 2004 года, и за ненадлежащее обращение с ними".

В этом месяце в Палате представителей было представлено еще одно решение, осуждающее уголовное преследование Тимошенко. Хотя в нем не содержатся призывы к введению санкций, оно не только осуждает тюремное заключение Тимошенко и Луценко, но и "требует" (термин, отсутствовавший в решении Сената от 2012 года), чтобы Украина "немедленно освободила всех политзаключенных, а также обеспечила надлежащий медицинский уход за всеми, кто был лишен свободы", и "следовала принципам демократии и верховенства закона, соблюдая права человека, свободу прессы и обеспечивая защиту свободы слова, а также право на свободу собраний". Видимо, вновь представленное решение было подготовлено до предъявления Тимошенко обвинений в убийстве Щербаня, поскольку в нем о них не упоминается.

Для тех, кто знаком с использованием решений Конгресса США в качестве инструмента для усиления давления на иностранные правительства, переход от "призывов" к "требованиям" является существенным моментом. Он может свидетельствовать о дальнейших шагах в ближайшем будущем, в которых будет прямо обращено внимание на обвинения, касающиеся убийства Щербаня. Эти шаги могут быть предприняты в форме поправок к решению, представленному в январе, могут найти воплощение в новом решении с еще более жесткими формулировками или, возможно, даже в законопроекте о реальных санкциях в духе "законопроекта о санкциях в связи с делом Магницкого", принятого в отношении России в декабре 2012 года.