Звонки Нуланд и Томбински показывают, почему США должны прекратить дискредитировать европейскую дипломатию
Полемика по поводу подслушанного на прошлой неделе телефонного разговора между заместителем госсекретаря по Европе и Евразии Викторией Нуланд и американским послом в Украине Джеффри Пайеттом оказалась исключительно жизнестойкой. После публикации в Washington Post, этот позорный для американской дипломатии эпизод завладел вниманием многих людей в Соединенных Штатах. Даже тех, кто раньше не только не обращал внимания на Украину, но и, честно говоря, не смог бы найти ее на карте.
Когда шквал внимания к недипломатическому поведению Нуланд (речь идет о том, что американские СМИ назвали «нецензурно выразилась») переместился к содержанию звонка, яснее становится реальный ущерб, нанесенный политике Америки.
Во-первых, разговор Нуланд-Пайетта продемонстрировал, насколько высшие американские чиновники в реальном времени контактируют напрямую с украинской оппозицией и влияют на их действия. Хотя маловероятно, что Арсений Яценюк и Виталий Кличко (Олег Тягныбок — это другой вопрос) напрямую контролируются США, американские чиновники предполагают, что лидеры украинской оппозиции, в значительной степени, ведомые Вашингтоном.
Во-вторых, звонок таки имел негативное воздействие на уже пошатнувшийся авторитет лидеров «Батькивщины» и УДАРа среди протестующих. Перспективам мирного урегулирования продолжающегося кризиса не способствует тот факт, что ни Яценюк, ни Кличко не могут говорить с властью от имени протестующих. И, в особенности, от имени более радикальных элементов. В этой ситуации сложно быть уверенным в возможности урегулирования, так как обе стороны знают: принятие любого предложения от власти номинальными «лидерами» оппозиции не будет иметь большого веса для улицы. В этой связи не удивительно, что любые уступки со стороны украинской власти, за исключением капитуляции, объявляются недостаточными.
В-третьих, бескомпромиссный тон беседы Нуланд-Пайетта придает новый тревожный смысл характеристике кризиса как «борьбы за демократическое, европейское будущее» для Украины, озвученной госсекретарем Джоном Керри в начале месяца в Мюнхене. «Соединенные Штаты и ЕС поддерживают народ Украины в этой борьбе», - сказал он в ходе встречи с Кличко, Яценюком и Петром Порошенко.
Учитывая, что одним из требований оппозиции является отставка президента Виктора Януковича, получается, что американские чиновники вновь размышляют через призму смены режима в Украине. А самих украинцев разделяют на тех, кто поддерживает геополитическую интеграцию Украины в «евроатлантические» структуры: Европейский Союз (ЕС) и, в конечном счете, НАТО) и тех, кто не поддерживает такую интеграцию или даже выступают против нее. Такая концептуализация делает нормальный политический компромисс несущественным.
В-четвертых, возможно, это принесло наибольший вред американской политике, звонок выявил увеличивающуюся трещину в отношениях Америки с европейцами. Пренебрежительные высказывания Нуланд в сторону ЕС, лишь усилили существенные различия между США и их ближайшими союзниками в вопросе того, как разрешить ситуацию в Украине. Особенно, учитываяболее открытую для политического компромисса позицию ЕС, не вполне готового применять санкции.
Растущая пропасть между США и ЕС нашла новое подтверждение в еще одном, просочившемся в прессу, телефонном разговоре, состоявшемся между немецким дипломатом высокого ранга Хельгой Шмидт и главой миссии ЕС в Киеве Яном Томбински. Очевиден оборонительный тон беседы Шмидт-Томбински под американским давлением. По словам одного европейского дипломата, «общий настрой американцев (и не только касательно Украины), состоит в том, что они устали от дипломатии ЕС и считают, что мы (ЕС) неэффективны даже в близлежащих регионах».
Интерес США в давлении на европейцев, дабы последние проводили более жесткую политику в отношении Украины, трудно понять. Ведь роль «тихой поддержки» лояльного союзника (ЕС) могла бы оградить Америку от последствий возможной неудачи. Другими словами, если в Украине все закончится неудачей из-за отсутствия компромисса, разбираться с этим придется Европе, России (как ближайшим соседям) и самим украинцам. А никак не Соединенным Штатам.
Разумеется, даже выбрав «нахрапистую» позицию в отношении Украины, США не намерены спровоцировать силовой конфликт. Но такое развитие событий вполне может стать самопроизвольным результатом «высокой дипломатии». Политика США в отношении Украины сегодня волнующе напоминает Боснию начала 90-х, когда Вашингтон подорвал усилия Европы по мирному разделу власти между мусульманами, сербами и хорватами согласно так называемому Лиссабонскому соглашению (или плану Керрингтон — Кутилейру). Сегодня никто не желает увидеть «югославский сценарий» в Украине, но упорное и жесткое продавливание интересов для американских «клиентов», может разрушить надежды на компромисс, что может привести ужасающим результатам.
Впрочем, пока еще есть надежда, что, благодаря вашингтонскому конфузу, в переговорах начнет преобладать более разумная тактика поведения. Американским чиновникам необходимо оставить попытки «микроуправлять» действиями украинских политиков, а также прекратить давление на своих европейских союзников. Украина – «близлежащий регион» для европейцев, а не для Америки. И американские высокопоставленные политики должны понимать и уважать это.