Соглашение об ассоциации ЕС – Молдова: односторонний выбор, который Кишинев не может позволить себе сделать

16/06/2024
Энтони Т. Салвиа
Директор, Американский институт в Украине

Молдова готовится подписывать Соглашение об ассоциации (СА) с Европейским Союзом (ЕС), которое, как и точно такой же документ, что довел Украину до беды, представляется Брюсселем как уникальное предложение: подписывайте соглашение с нами и положите «все ваши яйца в европейскую корзину». Забудьте о существовании обширного евразийского рынка, который говорит на вашем языке и имеет историю и культуру приобретения товаров, которые производит Молдова. Свяжите вашу судьбу исключительно с нами, даже несмотря на то, что нам совершенно не нужно ничего из того, что вы производите. И не возражайте нам, когда мы настаиваем, чтобы вы забрали субсидии из неэффективных, крупных государственных фирм (вызвав массовую безработицу), пока европейские фирмы будут заходить и скупать несколько экономически жизнеспособных фирм в стране. Эта практика общепринята в Европе. Спросите у латышей, хорватов, болгар и других.

Кажется, что молдавская элита готова на это согласиться, несмотря на нарастающее общественное недовольство – только 44% населения выступают за подписание Соглашения об ассоциации с ЕС. Между тем, подавляющее большинство против СА в регионах Гагаузия, Тараклия и Приднестровье.

Подавляющее большинство (96%) в Гагаузии проголосовало за присоединение к Таможенному Союзу во главе с Россией на референдуме в феврале прошлого года, против которого выступил Кишинев. Его успех вдохновил этнических болгар в Тараклии подать петицию Кишиневу о предоставлении им «национально-культурного» статуса в пределах Молдовы. Приднестровье попросило о присоединении к Российской Федерации вскоре после того, как Крым проголосовал за возврат в лоно России.

Недавние экономические тенденции в Молдове дают представление о предстоящих благах в случае принятия СА: за первые четыре месяца 2014 г. экспорт Молдовы в СНГ сократился на 38% (экспорт только в Россию упал на 26,5%). Ожидается дальнейшее сокращение торговли между Молдовой и Россией после выполнения положений СА, поскольку Москва стремится защитить внутренних производителей от европейской продукции, реэкспортированной Молдовой в Россию.

Между тем, за тот же период государственный долг Молдовы увеличился на 1,13 млрд леев по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Вероятно, согласие Молдовы на ассоциированный статус в ЕС приведет страну к долговому рабству перед западными кредитными учреждениями.

СА между ЕС и Украиной дополнялось так называемым «Соглашением о глубокой и всесторонней зоне свободной торговли», но не с Молдовой. Разумеется, оно предусматривает снижение тарифов (якобы в интересах более свободной торговли), но тогда из протекционистских соображений сохраняются квоты на импорт и экспорт.

Рассмотрите случай с молдавскими яблоками. Молдавские фермеры попросили Брюссель увеличить квоту импорта с 20 000 до 150 000 т в год. В результате Брюссель согласился увеличить квоту до 50 000 т – это на 100 000 т меньше, чем хотела Молдова. В любом случае совершенно не ясно, будут ли молдавские яблоки соответствовать европейским стандартам качества продукции, что даст Европе повод вообще запретить их ввоз. У молдавских производителей просто нет деньг на модернизацию методов производства, чтобы отвечать западным стандартам. А тем временем все политические деятели страны только и могут, что делать легкомысленные заявления о благоприятном эффекте – долгосрочном, конечно же – от трансконтинентальной конкуренции для отечественных производителей.

Пока экономика Молдовы приходит в упадок, а политические деятели не в состоянии остановить спад, они прибегают к жестким мерам, чтобы заручиться поддержкой иностранных кредиторов (неудивительно, что общественная поддержка СА резко снижается), довольствуясь обвинениями в сторону России в проблемах страны и пристально следя за тем, как Украина разбирается со своими «сепаратистами» на случай, если Кишиневу придется действовать против собственных отчужденных регионов.

Недавно глава либералов Молдовы МихайГимпу высказал надежду, что «после прояснения ситуации на востоке – в Донецке, Славянске, Луганске – Украина поможет нам решать проблему Приднестровья. До сих пор они не хотели, или не могли так сделать, или боялись так делать, но теперь они понимают, что этот микроб неустойчивости должен быть либо вылечен, либо разрушен». Вот такие европейские ценности.

Что было необходимо Украине (и все еще необходимо) и что еще имеет шанс сработать в Молдове – это диалог между центральными властями и регионами, чтобы найти решения, которые будут работать для всей нации в целом. Для этого потребуется одновременная экономическая интеграция и с востоком, и с западом, а также отбросить любые идеи – происходящие из Брюсселя или Москвы – о необходимости выбрать один вектор за счет другого.

Это рецепт национальной трагедии, которую мы теперь наблюдаем в Украине.